Анализировал тут свою беговую программу тренировок. Объемчики всё увеличиваются. И пришла мысль наложить идею прогрессивных спортивных тренировок на обучение. В конце своего анализа я, конечно, пришел к мысли о том, что всё так и есть. Система обучения выстраивается аналогичным образом. Сначала дается база, а потом всё вокруг усложняется и новые знания наслаиваются на вот этот базовый скелет.
Но давайте по порядку. Перечислю аспекты прогрессивного обучения:
Постепенная нагрузка
Сложность задач растет постепенно. В спорте это могут быть более сложные упражнения. В обучении — более сложный материал или новые темы.
Систематичность и регулярность
Постоянное повторение учебных задач способствует закреплению знаний и навыков, аналогично тренировкам в спорте. Тут я бы провел аналогию с СБУ (специальные беговые упражнения).
Индивидуальный подход
Очевидно, что индивидуальная программа тренировок или занятия с репетитором/ментором дадут лучший прогресс по сравнению с общим курсом, рассчитанным на широкую аудиторию.
Целостность и этапность
Подобно спортивным упражнениям, учебный процесс должен быть структурированным, с четкими этапами ознакомления, закрепления и отработки материала.
Мотивация и активное участие
Тренеры могут мотивировать спортсменов, учителя — учеников. Это может выражаться в интересных задачах.
Если какой-то из пунктов отклоняется от некой базовой линии, обучение ухудшается. Если рассматривать психологические методы работы со спортсменами, то можно выделить следующие:
— Визуализация: когда мы представляем, что успешно выполнили действие. Это приводит к улучшению уверенности и концентрации;
— Навыки саморегуляции: мы учимся управлять эмоциями и стрессом;
— Целеполагание: делая что-то, мы должны понимать, зачем вот это всё. Цели должны быть четкими и достижимыми для поддержания мотивации;
— Идеомоторная тренировка: мы мысленно воспроизводим движения, чтобы улучшить их точность. Я очень часто применял эту технику для отработки подачи при игре в теннис;
— Психотерапия и коррекция установок: у нас у всех есть свои страхи и блоки, есть негативные мысли. Банальное "а что если не получится", например. И это все можно и нужно прорабатывать.
Рассматривая разные онлайн и офлайн курсы с точки зрения вышеперечисленных аспектов, я вижу вот какую проблему: есть курсы, где супер классный материал. Но если нет систематичности, то этот материал не будет усвоен. А систематичности может не быть, потому что нет четкого целеполагания или из-за страха, что не получится. В некоторых курсах, рассчитанных на большую аудиторию, может напрочь отсутствовать индивидуальный подход. А если курс слишком объемный, то мотивация может сойти на нет, потому что невозможно очень долго бежать в одну сторону без того, чтобы сделать перекус.
Поэтому, на мой взгляд, идеальные курсы, впрочем, как и тренировки, должны проходить в очень маленьких группах с учетом индивидуальных особенностей каждого из участников.
PS: Вряд ли я открыл Америку, знаю. Просто в ходе размышлений пришел к этим умозаключениям и решил записать.